Центр Детской Медико-психологической Реабилитации "Алегри"

Центр Детской Медико-

психологической

Реабилитации

Глоссарий

БОЯЗЛИВОСТЬ — это склонность к быстрому возникновению аффекта страха. Боязливость в детском возрасте проявляется двумя основными вариантами:

  1. как свойство патологической личности (аутистической, невропатической, психастенической,
    постпроцессуальной дисгармонической), в основном характерное для маленьких детей, чаще всего в младшем дошкольном возрасте. В этих случаях страх как способ реагирования возникает при изменении ситуации, появлении незнакомых лиц или предметов, в отсутствие матери или при повторении субъективно значимых неприятных или угрожающих ситуаций и является психологически
    понятным, хотя и проявляется в чрезмерной, утрированной форме;
  2. как один из симптомов психотического состояния в детском и подростковом возрасте, отмечающихся в преддверии психоза или на всем его протяжении. В этих случаях страх отличается тотальностью и нелепостью.

СТРАХ представляет собой насыщенный аффект с чувством внутренней напряженности, переживанием угрозы, ожиданием угрожающих событий, представляющих опасность для жизни, физического и психического здоровья (своего или близких) или несущих боль. Страх, являющийся «универсальной реакцией» детства и нередко проявляющийся физиологически присущей детям пугливостью, не всегда может быть квалифицирован как болезненное явление. В то же время пугливость, боязливость в препубертатном и пубертатном возрасте является уже очевидным психопатологическим расстройством.

Страх в детском возрасте имеет множество неоднозначных вариантов:

  1. усиление обычных («физиологических»), характерных для данного возраста детских страхов —
    темноты, одиночества, животных, «белых халатов», медицинских манипуляций и т. п. ;
  2. страх, связанный с переживанием угрозы физического исчезновения, часто сопровождающийся
    приступообразно возникающими болями, мучительными ощущениями в теле, вегетативными расстройствами и психомоторным беспокойством;
  3. глобальный страх («гибель мира, всех людей», «конец света», «атомная война», «нейтронная война»
    и т. п. );
  4. страх перед будущим — будущей жизнью и будущей смертью, нередко возникающий в виде
    очерченных эпизодов боязни со слезами и множеством вопросов о жизни, смерти, смысле жизни;
  5. страх с характерным для детского возраста транзитивизмом («передачей» своих переживаний
    другому человеку), при котором на первый план выступают опасения не за свои жизнь и здоровье, а за жизнь и здоровье родителей, утверждения, что это родители испытывают страх («Мама, почему у тебя плохое настроение, почему ты боишься умереть?»);
  6. страх с нелепой, вычурной фабулой, часто сопровождающийся появлением защитных действий;
  7. аморфный, генерализованный страх, приближающийся по своим проявлениям к бредовому
    настроению.

Страх имеет тенденцию к усилению в вечернее и ночное время, нередко сопровождается иллюзорными обманами восприятия, чувством присутствия постороннего, элементарными слуховыми, тактильными и зрительными галлюцинациями. Страх тесно связан с трудностями засыпания, прерывистостью сна, бессонницей, ночными кошмарами. Патологический страх в детском и подростковом возрасте возникает в структуре различных вариантов течения шизофрении, при эпилепсии, неврозах, боязливых и тревожно-боязливых депрессиях.

НОЧНЫЕ СТРАХИ, или НОЧНЫЕ УЖАСЫ. Приступы интенсивного страха, отмечающиеся в период сна, обычно через 1,5—2 часа после того, как ребенок заснет. Эпизоды ночных ужасов выявляются у 4% детей дошкольного возраста; наиболее характерно начало приступов в возрасте 3—7 лет. Во время приступа страха ребенок, не просыпаясь, с громким плачем садится на постели, зовет мать. Мимика выражает интенсивный страх, ребенок закрывается руками или совершает другие защитные действия, иногда с ужасом смотрит в углы комнаты. Часто в начале приступа ребенок не узнает родителей и старается вырваться из их рук, когда те пытаются его успокоить. В обрывочных высказываниях ребенка отражается содержание испытываемого им страха. Постепенно в течение 10—20 мин ребенок успокаивается и засыпает. Утром ребенок, как правило, не помнит о ночном эпизоде страха. Приступ чаще всего сопровождается разнообразной вегетативной симптоматикой — дрожанием, бледностью, повышенным потоотделением, снижением температуры, учащенным пульсом. У большинства детей отмечаются единичные приступы, возникающие в основном под влиянием дополнительных провоцирующих факторов (переутомление, психическое напряжение, соматическая ослабленность). У некоторых больных приступы ночных страхов могут повторяться практически еженочно в течение длительного времени.

Ночные ужасы проявляются в рамках невротических реакций, детских депрессий, эндогенных заболеваний. Отмечается связь эпизодов ночных страхов с нарушениями внешнего дыхания в период сна; у многих детей приступы ночного страха прекращаются после удаления аденоидов. Отдаленный прогноз ночных страхов благоприятен, с возрастом они становятся более редкими и менее интенсивными, а к подростковому периоду совсем прекращаются. У некоторых детей впоследствии наблюдаются снохождения.

Нередко приступы ночных ужасов приходится дифференцировать с эпилептическими приступами. Эпилептические приступы значительно короче по продолжительности, отмечаются в период неглубокого сна (1—2 стадия), симптоматика эпилептических приступов стереотипно повторяется от приступа к приступу, на эпилептический страх не оказывают влияния психогенные факторы, в клинической картине эпилептических приступов страха могут выявляются эпизоды оральных автоматизмов, судорожные проявления или слюнотечение, после окончания эпилептического приступа дети часто жалуются на плохое самочувствие или головную боль. При эпилепсии сходные по клиническим проявлениям приступы могут наблюдаться и в период бодрствования. На ЭЭГ в период парциального эпилептического приступа обычно регистрируется эпилептическая активность, локальная эпилептическая активность выявляется и в межприступных периодах, особенно в начале сна.

ТИКИ — это неожиданно возникающие, повторяющиеся, непроизвольные мышечные сокращения в определенных группах мышц, склонные к длительному сохранению. Чаще всего тики в детском возрасте проявляются в учащенном мигании, нахмуривании лба, подергивании головой и плечами, шмыгании носом, а при присоединении вокализации — в фыркании, кряхтении, покашливании, выкрикивании отдельных звуков, слогов. Тики исчезают во время сна, учащаются и усиливаются при утомлении, эмоциональных переживаниях, соматических болезнях. Ребенок может остановить тики, например, в присутствии посторонних, но испытывает при этом чувство напряжения и дискомфорта. После совершения сдерживаемого движения чувство напряжения исчезает.

ЗАИКАНИЕ нарушение вокализации в виде запинок и нарушение ритма, темпа и плавности речи. (м. б. так, а то получается: нарушение вокализации в виде ритма, темпа и плавности речи). Клонико-тоническое заикание проявляется повторением отдельных слогов или слов в начале речи, что связано с судорогами в артикуляционной мускулатуре. Тонико-клоническое заикание характеризуется запинками и остановками в речи, связанными с тонической судорогой в дыхательной мускулатуре с постепенным присоединением клонических судорог в артикуляционной мускулатуре. Иногда отмечается скрытое повышение тонуса вокальных мышц и выраженное нарушение дыхания, сопутствующее речи. Нередко отмечаются сопутствующие движения в мышцах лица, шеи и конечностей. Страх речи усиливает и фиксирует заикание.

МУТИЗМ, то есть полное (тотальный мутизм) или частичное (элективный мутизм) отсутствие речевого общения при сохранении возможности говорить и понимать обращенную речь, возникает в рамках различных психопатологических синдромов (депрессиях, аутизме, острых полиморфных психозах и т. д. ), а также при тяжелых неврологических заболеваниях. Однако наиболее частым является психогенное происхождение мутизма как реакции на разлуку, обиду, собственную несостоятельность или в качестве защитной реакции в случае заикания или других дефектов речи или интеллектуальной недостаточности.

НАВЯЗЧИВЫЕ РАССТРОЙСТВА (движения, действия, мысли, страхи, воспоминания, вопросы, сомнения, влечения, припоминания, счет) возникают вопреки воле и желанию ребенка, осознаются как чуждые, отличаются выраженным упорством. Несмотря на свое критическое отношение к навязчивым расстройствам и обязательно присутствующий элемент борьбы, ребенок не может от них освободиться.

У детей первых лет жизни навязчивости ограничиваются компульсиями (навязчивыми движениями и действиями), навязчивыми влечениями (в том числе онихофагией — навязчивым обкусыванием ногтей, трихотилломанией — навязчивым выдергиванием волос, неодолимыми влечениями садистического и сексуального характера), вопросами, страхами разнообразного содержания, нередко с уже упомянутым выше элементом транзитивизма. По мере взросления ребенка навязчивости становятся все более разнообразными и сложными по фабуле. Возникают навязчивые сомнения, опасения, воспоминания, счет и т. д. К 6—7 годам нередко отмечаются сложные навязчивости в виде хульных мыслейи контрастных представлений, когда возникаютмыслиагрессивного или циничного содержания по отношению к самым любимым или уважаемым людям, представления о смерти родителей и т. п.

Навязчивости, как правило, сопровождаются разнообразными защитными действиями, цель которых заключается в нивелировке страхов (например, бесконечное мытье рук, ежедневная стирка белья, смена одежды, применение дезинфицирующих растворов при навязчивом страхе заражения), или ритуалами, которые представляют собой магические действия зачастую нелепого, вычурного характера, для защиты от страхов.

ЭНУРЕЗ — непроизвольное мочеиспускание в состоянии бодрствования или во сне (дневной и ночной энурез). Имеет тесную связь с психотравмирующей ситуацией (невротический энурез) или с резидуально-органической недостаточностью головного мозга (неврозоподобный энурез). Ночной энурез часто обусловлен нарушением глубины сна и изменением тонуса сфинктеров. Энурез, как правило, усиливается при психическом и физическом истощении и ослабевает или даже исчезает после отдыха и восстановления наиболее благоприятной для ребенка ситуации. Термин «энурез» правомерен только применительно к детям старше 2,5 лет, поскольку до этого возраста ребенок может быть еще физиологически неопрятен.

ЭНКОПРЕЗ — это непроизвольное отхождение кала при отсутствии заболеваний спинного мозга и прямой кишки. Квалификация состояния как «энкопрез» возможна только у детей старше 3-летнего возраста. Энкопрез так же, как энурез и тики, может иметь невротический или неврозоподобный характер.