Центр Детской Медико-психологической Реабилитации "Алегри"

Центр Детской Медико-

психологической

Реабилитации

Аутизм и расстройства аутистического спектра (РАС).

Аутизм и расстройства аутистического спектра –  это группа нарушений, которые относятся к общим расстройствам психического развития.

Согласно DSM-5 (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам Американской психиатрической ассоциации) аутизм диагностируется на двух основных проявлениях:

  • устойчивый дефицит социальной коммуникации и социального взаимодействия;
  • ограниченные, повторные паттерны поведения, интересов или действий.
  2019-08-20  135440png

По ссылке вы найдете более подробное описание критериев DSM-5 с многочисленными примерами и пояснениями на русском языке. Знакомство с текстом Американской Психиатрической Ассоциации поможет понять сложность диагностики аутизма.

  2019-08-20  135636png

Степень проявлений болезни может существенно варьировать. Одни дети не разговаривают и практически неспособны контактировать с окружающими, испытывают значительные трудности в обучении, другие проявляют отстраненность, избегание контактов или эмоциональную несдержанность; третьи –  испытывают небольшие трудности в коммуникациях и слывут среди сверстников «чудаками» и т.д.

Как правило, расстройство сохраняется и во взрослом возрасте. Аутизм – скорее стабильное состояние психики, чем заболевание, поэтому «излечение» невозможно. Яркие проявления аутистических особенностей в раннем возрасте могут значительно затруднять общее развитие ребенка, так как резко снижается понимание требований взрослых, избегание социального взаимодействия, преобладание необычных сенсорных интересов, двигательных стереотипий, иногда – страхов. В подобных ситуациях развитие речи и интеллекта может значительно задерживаться.

Поэтому чем раньше осуществляется диагностика и профессиональная помощь, тем больших улучшений в психическом состоянии ребёнка можно достичь: уменьшить страхи, выработать определенные бытовые и социальные навыки, научить понимать социальные запросы и речь, научиться пользоваться речью в качестве коммуникации и многое другое.

  2019-08-20  140118png

Как проявляются расстройства аутистического спектра?
Красные флажки аутизма.

Все проявления аутизма можно разделить на две большие группы. Первая группа – основные симптомы аутизма, которые учитываются при установлении диагноза (согласно критериям DSM-5): нарушения в сфере социального взаимодействия и коммуникации, а также своеобразные, ограниченные и повторяющиеся (стереотипные) деятельность и интересы. Вторая группа – сопутствующие проявления аутизма, часто по выраженности более заметные, чем симптомы первой группы: нарушения моторики, нарушение чувства опасности; нарушения работы желудка и кишечника; нарушения сна.

Нарушения сна в виде снижения количества сан в сутках, короткие периоды сна с частыми и короткими пробуждениям или ночные пробуждения с длительными периодами бодрствования;

Наличие перечисленных ниже симптомов еще не говорит о диагнозе аутизма, особенно если у ребенка имеется один, два или три появления. Основным поводом для беспокойства родителей может быть не столько количество «красных флажков», сколько их устойчивость во времени и появление новых симптомов.

В младенчестве (на первом году жизни):

  • Нарушения сна, не связанные с неврологической патологией или нарушениями работы кишечника (трудности погружения в сон, необходимость укачивания, частые пробуждения);
  • Нарушения пищевого поведения (частые срыгивания, повышенное двигательное беспокойство во время кормления – тяжело находит удобное положение, трудности введения прикормов, отказы от кормления);
  • Сниженная эмоциональная реакция на родителей;
  • Отсутствие зрительного контакта;
  • Отсутствие или недостаточность изменения позы в зависимости от социальных ситуаций (не меняет позу при попытке взять его на руки);
  • Сниженная реакция на дискомфорт (на полные памперсы);
  • Чрезмерная требовательность к присутствию матери рядом (не удается принять душ или сходить в туалет);
  • Недостаточная отзывчивость в ответ на тактильные эмоциональные игры (ку-ку, ладушки и прочее);
  • Сниженная реакция на визуальные или слуховые раздражители;
  • Недостаточное чувство опасности при начале ползания (падает с края кровати, уползает в другую комнату, не беспокоясь о отсутствии матери);
  • Асинхрония моторного развития: раннее начало самостоятельной ходьбы при отсутствии предшествующего ползания или период ползания непродолжительный и атипичный (выраженная неуклюжесть, ползание назад и другие);
  • Отсутствие лепета к 12 месяцам жизни;
  • Отсутствие жестов к 12 месяцам жизни (указательный жест, прощание).

В раннем детском возрасте (от 1 года до 3 лет).

Обычно в этом возрасте аутистические проявления наиболее выражены. С одной стороны, за счет более заметного отставания развития социального взаимодействия и коммуникации у детей с имеющимися аутистическими особенностями. На фоне роста ребенка растут и ожидания родителей, что сейчас вот-вот ребенок «включится» во взаимодействие. Вместо этого у ребенка с задержкой формирования речи, коммуникации и социального взаимодействия постепенно появляются и нарастают другие аутистические черты. И когда к 2-3 годам ожидания родителей не оправдываются, становятся заметными обилие «красных флажков». С другой стороны, у большой группы детей с расстройством аутистического спектра именно в этом возрасте возникает «аутистический регресс», когда на фоне нормального развития неожиданно возникают выраженные аутистические нарушения, часто сопровождающиеся утратой речевых, коммуникативных, социальных и игровых навыков, одновременно с чем появляются разнообразные стереотипии и нарушения сна.

Общие симптомы

  • Отсутствие отдельных слов к 16 месяцам;
  • Отсутствие спонтанного произношения двух раздельных слов (не эхолалия) к возрасту 24 месяцев;
  • Любая потеря раннее приобретенных навыков (речевых, игровых, коммуникации, эмоционального реагирования).

Нарушения в сфере социального взаимодействия и коммуникации

  • Отсутствие реакции (или недостаточная реакция) на собственное имя;
  • Избегает контакта «глаза в глаза»;
  • Ощущение, что ребенок не слышит обращенную речь;
  • Отсутствие или недостаточная ответная эмоциональная реакция (улыбка в ответ на улыбку матери; различные выражения лица, отражающие эмоциональное состояние);
  • Отсутствие интереса к простым играм с родителем, которые основаны на социальном взаимодействии (прятки или «ку-ку»);
  • Отсутствие самостоятельного инициирования тактильных игр, на которые ребенок хорошо реагирует (щекотка, ладушки, пальчиковые игры);
  • Отсутствие возможности привлечь ребенка к прослушиванию книги – в ситуацию разделенного внимания (когда ребенок какое-то время слушает взрослого и следит за рукой взрослого, показывающей крапинки);
  • Отсутствие или плохая привлекаемость к совместной игре с родителем (или может расстраиваться, когда взрослый пытается присоединиться к его игре);
  • Отсутствие или недостаточное развитие навыка показывания предметов (помещение предмета перед взрослым с различной целью – разделение удовольствие от игры или просьба о помощи);
  • Отсутствие или недостаточное развитие жестового взаимодействия (указывание, прощание, приветствие, отрицание, согласие, просьба и другие);
  • Ребёнок не использует с целью коммуникации слова, имеющиеся в активном словарном запасе (произносит отдельные слова вне связи с ситуацией или только названия предметов);
  • Отсутствие интереса к другим детям;
  • Использование стратегий взаимодействия, характерные для детей до года: крик или использование руки взрослого (тянет взрослого за руку к требуемому предмету);
  • Изменение привязанности к родителю: совсем не реагирует на отсутствие родителя, его уход или возвращение в квартиру; или наоборот – чрезмерная привязанность (не отпускает родителя от себя в туалет и в ванную).

Своеобразные, ограниченные и повторяющиеся (стереотипные) деятельность и интересы.

  • Двигательные стереотипии, часто возникающие на фоне эмоционального реагирования (ходьба на цыпочках, взмахи руками);
  • Стереотипный бег от стены к стене, кружение на месте или стереотипное и монотонное раскачивание на месте, постукивания предметами;
  • Стереотипное и вычурное перебирание пальцами, часто перед своими глазами;
  • Игра с неигровыми предметами, как правило стереотипная (со столовыми приборами, флаконами от косметики, обувью, нитками, карандашами);
  • Стереотипные игры или манипуляции с игровыми и неигровыми предметами (выстраивание в ряды или башенки, иногда с сортировкой по цветам или ранжированию по размеру), отсутствие в игре сюжета;
  • Включение/выключение света или музыкальных игрушек;
  • Чрезмерно длительная зрительная фиксация («прилипает взглядом») на блестящих или движущихся деталях под необычным углом зрения, часто на близком расстоянии от глаз (вентилятор, верчение карандаша в пальцах, открытое пламя);
  • Стереотипное манипулирование с определённой движущейся частью игрушек (колеса машинок, винт самолета и другие);
  • Стереотипная и непонятная речь (ты-гы-ды и другие варианты «птичьей речи»), которая как правило не направлена на другого человека;
  • Стереотипное шаблонное использование привычных слов или фраз в ограниченном количестве контекстов («не надо», «не бойся» и другие) или повторение фраз из м/ф вне связи с ситуацией – идиосинкразическая речь;
  • Эхолалии – повторение фраз или отдельных слов за взрослым без их осмысления;
  • Частое повторение слов с установлением связи между словом и картинкой, но в дальнейшем ситуация навязчивого повторения названия предметов становится стереотипной, без дальнейшего развития и использования вне данной стереотипной игры;
  • Настойчивое поддержание постоянства окружающих предметов: расположение игрушек на полках, наличие конкретного количества игрушек в коробке, носит только определенную одежду и отказывается от новых предметов, использует только определенные столовые приборы и посуду;
  • Настойчивое поддержание постоянства действий (ритуализированность): прогулки определенными маршрутами; крайне ограниченный рацион питания и отказ от любых новых продуктов и прочее;
  • Выраженные истериформные реакции при нарушении постоянства (тождественности) в предметах и действиях;
  • Чрезмерно ограниченные и неизменные интересы, как правило связанные со зрительными или слуховыми образами, нередко с впечатляющими успехами в ограниченных областях: цифры, буквы, фигурки животных, определенные аудио-сказки;
  • Наличие плохой переносимости определённых, как правило громких звуков (работающие бытовые предметы, крик детей, шум машины и прочие);
  • Наличие плохой переносимости прикосновений или других сенсорных ощущений (например, непереносимость пальчиковых игр, прикосновений к голове, стрижки ногтей и волос, мытья головы, воды из душа и других).

Сопутствующие проявления аутизма.

  • Нарушение чувства опасности в виде повышенной тревожности безопасных ситуаций или чрезмерном снижении инстинкта самосохранения (выбегает на дорогу, бежит к незнакомым крупным животным, не боится потеряться на улице);
  • Аутоагрессия: ребенок может сильно стучаться головой о твердую поверхность, кусать себя, вырывать у себя волосы, расцарапывать кожу и раневые поверхности;
  • Наличие различных, порой мало объяснимых, но устойчивых страхов (например, определённой сцены в м/ф, определенных игрушек, лестниц и других);
  • Явления брезгливости (не переносит появления небольших пятен на одежде);
  • Повышенное слюноотделение;
  • Частые нарушения работы кишечника (запоры или поносы);
  • Аллергическая реакция на определенные, малоаллергенные продукты;

Диагностика Аутизма.

Так как аутизм по своей сути является не диагнозом с известной причиной, а совокупностью определённых

особенностей психики, диагностика проводится врачом-психиатром на основании данных анамнеза и наблюдения. Существенной помощью является консультация психолога, который может подробно описать проявления аутизма на настоящий момент времени.

  2019-08-20  141134png

Обе методики могут проводиться как психологами, так и психиатрами, прошедшими специальное обучение.

К сожалению золотой стандарт диагностики аутизма редко применяется в полном объеме по причине времени, требующегося для описанных методик: 2 часа на ADI-Rи 1,5 часа на ADOS.  

При наличии у родителей подозрения на наличие аутизма возможно проведения самостоятельного тестирования в виде опросников для родителей:

  • M-CHAT-RF;
  • CASD;
  • ATEC.
  2019-08-20  141734png

Из всего причисленного выше понятно, что для ведения пациентов с аутизмом часто требуется полипрофессиональный подход.

  • известно, что аутизм часто возникает у пациентов с эпилепсией, поэтому многим малышам с аутистическими нарушениями, а тем более с аутистическим регрессом, показано проведение ЭЭГ-мониторинга с включением сна и консультация эпилептолога;
  • аутизм часто сочетается с нарушениями работы желудочно-кишечного тракта, с непереносимостью отдельных продуктов питания, поэтому может понадобиться консультация гастроэнтеролога и диетолога;
  • аутистические проявления могут сопровождаться нарушениями работы иммунной системы, частой заболеваемостью вирусными и бактериальными заболеваниями, хроническая стрептококковая инфекция может оказывать повреждающее действие на головной мозг и проявляться гиперкинезами и стереотипиями (синдром PANDAS); поэтому может понадобиться консультация иммунолога;
  • аутизм часто сопровождается типично психиатрическими нарушениями в виде страхов и обсессивно-компульсивных расстройств, поэтому необходимо и наблюдение у психиатра. Назначение психофармакотерапии (нейролептики и антидепрессанты) иногда может существенно улучшить состояние пациента.

«Лечение» Аутизма.

Аутистические особенности значительно затрудняют общее развитие ребенка за счет избегания социального взаимодействия, искажения или отсутствия эмоционального контакта с родителями, плохого понимания требований взрослых, преобладания стереотипного поведения над познавательным.

Как уже было сказано ранее, Аутизм – скорее стабильное состояние психики, чем заболевание, поэтому полное «излечение» невозможно.

  2019-08-20  142350png

Все перечисленные методики могут быть эффективны при грамотном назначении, так как они снимают одну или несколько проблем, связанных с аутизмом, снижают выраженность или остроту нарушений психики, но не могут научить ребенка пользоваться речью, понимать социальные ситуации, контролировать свое поведение.

В настоящее время ни одна лечебная стратегия не может полностью избавить от аутистических особенностей психики, но большинство из них при адекватном назначении позволяют существенно снизить различные аутистические нарушения:

  • Специальная диета с исключением белков злаковых (глютена) и молока (казеина);
  • Назначение витаминов и биологически-активных добавок (препараты Омега-3 жирных кислот, магния, селена и других микроэлементов);
  • Назначение антибиотиков, пробиотиков и иммуномодуляторов;
  • Назначение классических «психиатрических» препаратов, включая нейролептики, антидепрессанты, антиконвульсанты и препараты для коррекции нарушений сна;
  • Проведение различных стимулирующих методик (Транскраниальная микрополяризация);
  • Методики, воздействующие на головной мозг через физиологические сенсорные каналы (Биоакустическая коррекция и ТОМАТИС).
  2019-08-20  142540png

Считается, что раннее начало терапевтических вмешательств (до 5 лет) позволяет обеспечить наилучший результат, что обусловлено активным развитием мозговых структур и естественным формированием моделей поведения в этот период.

  2019-08-20  142716png

Основными направлениями коррекционно-развивающей помощи при аутизме являются:

  • Прикладной анализ поведения (Applied Behavioral Analysis – АВА).
  • Обучение коммуникативным навыкам через игру с ребенком – методика DIR/Floortime.
  • Игровая терапия с применением психоанализа (Аффективно-поведенческие комплексы –АФК или …).
  • Различные методики сенсомоторной коррекции целью которых является насыщение ребенка сенсорными стимулами, обучение владения телом; данные занятия могут снизить стереотипии, которые часто возникают как потребность ребенка в аутостимуляции (занятия с нейропсихологом, адаптивная физическая культура – АФК, мозжечковая стимуляция, сенсорная комната, занятия с песком и другими сенсорными материалами).
  • Классическая логопедическая и дефектологическая работа с учетом аутистических особенностей ребенка.
  • Введение альтернативных средств коммуникации с целью улучшения взаимодействия, особенно у детей старше 3 лет с полным отсутствием речи (например, введение системы карточек – PECS).
  • Психологическая коррекция по типу игровой терапии и обучения социальным ролям.
  2019-08-20  142945png