Центр Детской Медико-психологической Реабилитации "Алегри"

Центр Детской Медико-

психологической

Реабилитации

ADOS (Autism Diagnostic Observation Schedule)

Методика разработана международной группой специалистов. Основными авторами являются клинический психолог Кэтрин Лорд (заслуженный профессор психологии и психиатрии медицинского факультета Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и университета штата Мичиган) и детский психиатр Микаэль Раттер (основатель детской и подростковой психиатрии в Великобритании, почетный член Британской академии).

«План диагностического обследования при аутизме» (ADOS) – международный стандарт диагностики наличия расстройства аутистического спектра и его выраженности в настоящий момент времени (диагностическое наблюдение) у детей с 12 месяцев* и взрослых.

Вместе с интервью диагностики аутизма (ADI-R) является «золотым стандартом» диагностики аутизма.

  2019-08-20  152946png

В процессе теста оцениваются все особенности социального взаимодействия, такие как мимика, жесты, вокализации, зрительный контакт, воображение, просьбы; в том числе их качество и количество.

В течение 40-60 минут специалист создает определенные, стандартные ситуации в которых ожидается ответная реакция со стороны пациента, что позволяет выявить особенности поведения (игры), общения и социального взаимодействия.

  2019-08-20  153024png

Модули 3 и 4 состоят из различных социальных ситуаций, интерактивной игры, заданий и диагностической беседы. Модуль 4 ориентирован больше на диагностическое интервью и беседу.

ADOS-2 – это второе издание, включающее в себя доработанные и усовершенствованные протоколы и рекомендации по их анализу. Также в новую версию включен сравнительный балл для модулей 1-3, позволяющий использовать тест для оценки динамики аутистических нарушений, и модуль для обследования детей ясельного возраста.  

Модуль Т (toddler). Для детей с 12 до 30 месяцев с ограниченными речевыми возможностями. Проводится у детей без двигательных ограничений, ребенок должен быть способен сделать несколько шагов самостоятельно, без помощи другого человека.

Модуль 1. Для детей с 31 месяца (старше 2.5 лет) с ограниченными речевыми возможностями (отсутствие регулярной фразовой речи).

Модули Т и 1 разработаны для детей с одинаковым уровнем речевого развития и представляют собой набор игровых ситуаций. Проводятся только в присутствии родителя. Ребенок находится в непринужденной атмосфере игры и свободного взаимодействия. Он не должен выполнить конкретные задания, а просто ведет себя как может.

Модуль 2. Для детей любого возраста**, при наличии фразовой речи, но не владеющих беглой речью (гибкое использование различных типов предложений, выходящих за пределы контекста, с использованием наречий, союзов и вводных фраз). Тестирование проводится в присутствии родителя, состоит из создания игровых ситуаций, которые отличаются большим разнообразием и сложностью, а также простых заданий.

Модуль 3. Для детей и младших подростков, владеющих беглой речью.

Модуль 4. Для старших подростков и взрослых, владеющих беглой речью.

  2019-08-20  153117png

Несомненно, что подобная диагностика должна проводиться специалистами, хорошо знакомыми с аутизмом. Особо ценным этот инструмент становится в руках врача-психиатра.

На основании подсчета полученных «сырых» баллов. Также указывается «Сравнительный балл» –  выраженность симптомов аутизма по 10-бальной шкале.

Одним из важных этапов диагностики является развернутое заключение по всем оцениваемым параметрам (количество и качество социальных инициатив, использование жестов, характеристики игры, специфические нарушения моторики и многое другое). Такое заключение часто служит источником дополнительной полезной информации для врача и коррекционных специалистов.

** Модули 1 и 2 могут использоваться у подростков и взрослых, однако их результаты не были исследованы у пациентов данной возрастной группы. Поэтому результаты следует интерпретировать с осторожностью.

* Модуль Т, с учетом возраста, не позволяющего однозначно устанавливать диагноз РАС, позволяют только выявить формы поведения, свидетельствующие о риске развития аутизма в будущем; сравнительный балл аутистических нарушений не выставляется.